Утеплять гараж нужно как и дом — добротно и качественно. Тогда расход на отопление будет минимальным, роса на автомобиле поменьше, нагреваться внутреннее пространство будет быстрее, а остывать дольше.
Как и чем лучше всего утеплить гараж? — рассмотрим вопрос.
Для чего нужно утепление гаража?
Какие цели ставим? Многие авто-специалисты и теплотехники утверждают, что оптимальной температурой зимой для хранения автомобиля является +5 градусов С. Тогда на металлических деталях росы выпадает меньше.
Нам нужно сделать так, что бы в гараже площадью около 25 м кв. в самые большие морозы была положительная температура, а расходы на это были поменьше.
Если утепление будет «нормальным», то нагреть воздух до +5 градусов может и керамический (не пожароопасный) электрический нагреватель мощностью до 2 кВт, оснащенный автоматическим регулятором. Он сможет отапливать гараж всю зиму, без перерасхода своего моторесурса.
Как маленький обогреватель справится с зимней стужей в таком помещении?
Чем отапливать
Расчет простой: чтобы внутри утепленного здания было тепло, — потребуется 1 кВт энергии на 10 кв. метров площади при высоте потолков до 2,5 метров.
А мы пытаемся в гараже достигнуть всего то +5 град. С.
Хорошая новость для автомобилистов, — утеплять полы не нужно. Тепло земли является естественным обогревателем гаража в зимнее время. Конечно, нужно не забыть сделать полную пароизоляцию пола, чтобы вместе с теплом из земли не поступала влага.
Невзирая на полное выветривание тепла при открытии ворот во время заезда-выезда автомобиля, маленький электрический обогреватель справится с задачей поддержания положительной температуры всю зиму.
Как бороться с выветриванием тепла
Когда открываются ворота, в гараже произойдет полный воздухообмен. И чем дольше они будут открыты, тем больше остынут все теплоемкие предметы, включая и ограждающие конструкции — стены, потолок, полы…
Зимой нужно поторопиться с закрытием ворот, что бы стужа не успела сильно охладить, все что находится внутри.
Проблему полного выхолаживания пытаются решать с помощью «занавески». В створе ворот к раме подвешиваются полиэтиленовые полосы толщиной до 1 мм шириной около 30 см с нахлестом в несколько сантиметров, так что бы не доставали до пола 1 — 2 см (что бы не поднимали грязь). Автомобиль заезжая поднимает полосы, а за ним они тут же опускаются. Это препятствует беспредельному гулянию ветра внутри гаража.
Но об этой конструкции говорят и так:
«Автомобилист сквозь поцарапанный полиэтилен примерно видит куда едет на поцарапанном полиэтиленом автомобиле. «
Но, как бы там ни было, полный воздухообмнен при заезде-выезде транспорта — не слишком страшно. Если не держать долго ворота открытыми остывания теплоемких ограждений не происходит, пришедший воздух в гараже быстро нагревается вновь.
Нужна отрегулированная вентиляция
Куда хуже если в гараже не будет правильно налажена вентиляция. При полном ее отсутствии накопится влага. Большой расход воздуха (сквозняки) приведет к выхолаживанию.
Как правило, принудительная вентиляция не нужна, или вредна. Достаточно сделать в кровле или верхней части стены противоположной воротам отдушину с заслонкой. Ворота, как правило, не плотные, и щелей для поступления воздуха там предостаточно. Но, конечно в нижней части стены должно быть закрываемое отверстие.
Отрегулировать количество проходящего через гараж воздуха нужно по минимуму. Это делается в каждом конкретном случае, таким образом, что бы не допускалось наращивание влажности.
Именно сквозняки и станут причиной полного выхолаживания и замерзания конструкций внутри. Требуется регулятор вентиляции на вытяжной трубе.
Рекомендуется обзавестись прибором, который меряет влажность и температуру. Подобные устройства дешевые, но упростят регулировку отопления и вентиляции для оптимального хранения автомобиля.
Но все выше изложенное не нужно, не достижимо, вредно, если не будет выполнено утепление гаража.
Основные принципы создания теплого гаража
Гаражи могут быть разной конструкции. Материалы из которых они сделан могут быть разными. Кроме того, гараж может быть внутренним в череде соседских, или стоять на отшибе. В общем, вариантов утепления много.
Но принцип один — гараж должен быть утеплен достаточно, в соответствии с нормативами. Тогда расход на отопление будет минимальным, а при необходимости можно будет быстро нагреть внутреннее пространство до большой температуры.
Какая толщина теплоизолятора
Экономить на толщине утеплителя бессмысленное занятие. Работа будет сделана, а эффект будет половинчатым. Поэтому сразу определяемся с минимальной толщиной разных типов утеплителя для гаражных ограждающих конструкций.
Предполагаем, что гараж находится где-то в умеренном климате Европейской части, где не слишком то и холодно, но зимой — минус 20 — 25 градусов не редкость. Чтобы свести затраты на отопление к минимуму, для тонких ограждающих конструкций, в виде металлического листа, потребуются следующая толщина утеплителя на стенах и на воротах:
- пенополиуретана — 7 см
- пенополистирола экструдированного — 8 см
- пенопласта — 10 см
- минеральной ваты — 12 см.
Это для стен, но для кровли значение нужно умножить на 1,5,
В северных регионах конечно толщина утеплителя должна быть побольше, лучше принять согласно СНиП для жилых зданий, чтобы гараж был утеплен «как положено».
Пенополиуретан для гаража и ворот
Чтобы утеплить металлический гараж, достаточно на все ограждения нанести слой пенополиуретана толщиной 6 — 7 см для стен ворот и 10 — 11 см для крыши.
Как утеплять металлическую коробку — снаружи или внутри? Снаружи получиться подороже, и значительно так как пенополиуретан нужно покрасить защитным слоем. Да и внутри на поверхности металла возможно выпадение росы при перепадах температуры.
При утеплении изнутри уменьшится пространство и утеплитель будет возможно мешать.
В большинстве случаев пенополиуретаном утепляют изнутри, — сказывается желание сэкономить. При повышенной влажности и перепадах температуры на поверхности утеплителя не будет собираться роса. Но для эстетики такие стены изнутри желательно еще заделать обшивкой.
Но это самый дорогой вид теплоизоляции — нужно заказывать организацию, появляется выгода при больших объемах работ. Но качество, как правило монолитного слоя наивысшее, а время — минимальное.
Обклеить пенопластом — наиболее распространенный вариант
Заменить пеноплиуретан можно экструдированным пенополистиролом — покрытие получиться также недешевое, долговечное, устойчивое к воде, защищающее гараж от влаги. Но тогда понадобиться много специального клея «пенопласт-металл (эмаль-краска)». И работка будет еще та – нужно все обклеить слоем от 8 сантиметров своими руками.
Но слой изнутри получится ровный, пригодный «к гаражному интерьеру».
Но можно заменить конечно и плотным пенопластом, но толщина слоя понадобиться побольше, так как материал сам по себе лучше проводит тепло, с меньшей долговечностью и может менять свою влажность. Его нужно покрывать защитой даже когда он находится внутри гаража, чтобы не допустить выпадения росы в слое утеплителя. Красится водонепроницаемой краской. Он не крепкий. Легко разрушается.
Но пенополистиролы употребляют грызуны для всех своих целей, поэтому нужно внимание этому вопросу.
Не рекомендуется применять для металлического гаража дышащие ватные утеплители изнутри. Они могут легко увлажниться при перепадах температур, теряют при этом изолирующие качества, а сохнут долго.
Как термоизолировать стены
Если стены гаража сделаны из шлакоблока или другого плотно-тяжелого материала, то и утеплять его по возможности нужно по классической технологии — снаружи, использовав известные методы. Экономится пространство, стена не замораживается, эффективность утепления больше.
Узнать больше о том
Как самому сделать «мокрый фасад»,
Как применяется минеральная вата,
можно из других материалов данного ресурса.
Пенопласт толщиной 10 см наклеивается на стены снаружи, по углам он также фиксируется тарельчатыми дюбелями. Стены должны быть ровные, очищенные от песка и пыли. Не допускается клеить пенопласт на старую штукатурку. Вообще же утепление пенопластом снаружи — мокрый фасад, имеет множество нюансов.
Но можно конечно утеплить стены гаража и минеральной ватой, по технологии вентилируемый фасад. Получиться подороже, но отделка может быть различной из навесных панелей, весьма привлекательного вида.
Особенности создания крыши
Чаще всего крышу гаража делают односкатной с малым углом наклона. Материалы могут быть различные — от полностью деревянной щитовой конструкции до железобетонных плит.
Лучше всего для крыши применить экструдированный пенополистирол, который можно приклеить к ограждению сплошным слоем, с контактом с утеплителем на стенах. Если пенополистирол образует ровную поверхность, то его достаточно покрыть каким либо износостойким водоотражающим материалом, -тем же рубероидом, например.
В этой технологии экструдированный пенополистирол можно заменить плотным пенопластом, по которому ходят.
Пенополиуретан обычно не применяют, так как у покрытия образуется не ровная поверхность, которую нужно заливать большим слоем клеящего состава для рубероида или других материалов.
Остается напомнить, что через крышу наибольшие утечки тепла, поэтому слой утеплителя здесь больше на 50% чем на стенах.
Если гараж имеет общие стены с соседними то утеплить его можно только изнутри. При этом не рекомендуется применять ватные материалы, из-за угрозы накопления ими влаги. Стены изнутри гаража утепляют пенопластом, но толщиной 5 сантиметров.
Теплоизоляция грунта — предотвращаем замораживание внутри
Об этом вряд ли упоминалось где либо ранее, хоть решение очевидное. Так как фундамент, грунт, пол греют гараж зимой, то их нужно обязательно защитить от зимнего холода. Если гараж находится обособленно, то вокруг него нужно утеплить грунт на расстоянии равном глубине промерзания почвы, но если не возможно то хотя бы не менее 1,0 метра.
Ширина утепления уменьшается значительно с ростом глубины его расположения.
Утепление грунта вокруг — эффективное решение, так как повысит температуру фундамента, стен и грунта внутри не отапливаемого здания.
Вокруг фундамента снимается штроба на глубину 10 см, положенной ширины. (роется котлован до 0,5 метра глубиной). Делается выравнивающая подсыпка песка толщиной 3 – 5 см с наклоном от гаража. Песок трамбуется поливается. Укладывается пенополистирол экструдированный сплошным слоем толщиной 5 см. Поверху гидроизолятор — для отражения и стока воды. засыпка песком и укладка тротуарного оформительного материала, или просто засыпка щебнем, шлаком, землей.
При утеплении гаража должны выполняться все требования относительно недопущения мостиков холода, — все щели стыки закрываются обрезками утеплителя на клею.
Теперь автомобиль будет находиться в приемлемой атмосфере, которую легко регулировать по своему усмотрению вентиляцией и маленьким непожароопасным обогревателем. А в случае необходимости в таком помещении можно ночевать, например в случае… В общем утепление гаража сделать несложно, нужно лишь соблюсти правила, и приложить старания руками.