Радиаторы в однотрубной системе отопления могут быть подключены по схемам «низ-низ», «верх-низ» и «низ-верх», с применением байпаса. Тоже самое с дополнительным сопротивлением на байпасе. И тоже самое, но без байпаса. Как правильно?
Применять однотрубку или нет
Однотрубка (ленинградка) остается популярной. Зачем прокладывать две трубы, если можно обойтись одной? Одну трубу можно замаскировать даже в плинтус, поэтому не нужны штробы в полу… Особенно актуально, когда монтаж ведется самостоятельно, и экономия сил, времени и денег – ключевой момент создания отопления.
- Основной недостаток однотрубной системы, при обычных диаметрах труб и обычном циркуляционном насосе, – уменьшение температуры последних радиаторов ветви. В кольце Ленинградки должно быть не более 4 радиаторов (до 25% уменьшение температуры на последнем), а лучше всего 3 шт.
Также однотрубка становится бессмысленной, если кольцо к источнику проложить нельзя и приходится возвращаться трубой назад мимо радиаторов. Тогда лучше применить обычную двухтрубную тупиковую схему.
Как движется теплоноситель при классическом подключении «низ-низ»
Обычное подключение радиаторов к кольцу однотрубки – по схеме «НИЗ-НИЗ» с байпасом, у которого площадь сечения не меньше, чем магистральная труба. Теплоноситель движется и через радиатор и через байпас. Но через радиатор — меньше. Большой байпас нужен чтобы максимально увеличить скорость движения теплоносителя, чтобы последний радиатор в кольце был с более горячим теплоносителем. При полноразмерном байпасе теплораспределение по кольцу выравнивается.
- Прогрев радиатора равномерный за счет тепловой конвекции, — горячий теплоноситель поднимается кверху радиатора, остывает, затем опускается к другому подключению. Но все же не настолько равномерный, как при диагональном подключении. Поэтому схема низ-низ немного уступает по теплоотдаче, и чем короче радиатор, тем ее эффективность меньше.
Некоторые специалисты также считают, что в коротких подключениях могут возникать сразу 2 потока — горячего теплоносителя вверх, и холодного вниз. Т.е. одна трубка как бы делится напополам, и… Весь радиатор прогревается за счет конвекции. Вероятно такое возможно при слишком маленьком, незначительном расходе теплоносителя по трубе, когда побуждение насосом движения жидкости через радиатор совсем не значительное.
Преимущества и недостатки классического подключения радиаторов в Ленинградке
Подключение «Низ-Низ», при байпасе такого же диаметра, как и основная труба, является классическим в однотрубной схеме и рекомендуется к применению. Достоинством является максимальное нивелирование основного недостатка системы – неравномерного нагрева радиаторов, а также, — минимальная нагрузка на насос. Здесь падение температуры на 3-м радиаторе будет наименьшим, до 10%.
- Недостаток, – для лучшего прогрева радиаторов и полноценной тепловой конвекции нужна большая температура теплоносителя. Радиаторы равномерней прогреваются, когда в магистрали 60 – 65 градусов.
Подключение «Верх-низ» при полноразмерном байпасе
Другие подключения «верх-низ» или «низ-верх» при полноразмерном байпасе может оказаться не таким эффективным при слабом насосе, за счет длинной подводки, и поэтому большего сопротивления. Будет ли эффективно прогреваться радиатор в конктретных условиях проверяется скорее экспериментально. Просто подключают радиатор к верху и замеряют температуру. Если расхода теплоносителя хватает для прогрева, то лучше схему оставить, — диагональное движение эффективней.
- Обычно сочетается с более мощным насосом для побуждения движения через длинные подводки. О конвекционном движения теплоносителя в длинной вертикальной трубе нужно забыть.
Подключения с сопротивлением на байпасе или без байпаса
Уменьшение сечения байпаса, или установка на нем регулировочного крана, по сути являются «костылем», в ситуации, когда однотрубная система отказывается работать, и нужно хоть как-то загнать теплноситель в радиаторы.
Обычно так делают, когда в системе слишком не одинаковые длины ответвлений, малы диаметры магистралей (экономия!), и на одно кольцо приходится по 5 – 7 радиаторов… Тогда ленинградка становится неработоспособной и создатели всеми силами (доп насос, малые байпасы, разогрев котла) пытаются заставить теплоноситель двигаться.
- Создается дополнительное сопротивление в системе, поэтому дополнительным недостатком здесь оказывается повышенная нагрузка на насос, перерасход электроэнергии и моторесурса, установка дополнительного насоса. А также – более неравномерный нагрев радиаторов в кольце, последний – еще более холодный.
Если подключать радиаторы последовательно без байпаса, то неравномерность прогрева еще более выраженная – первый горячий, а третий уже холоднее… Здесь нельзя подключать более 3 радиаторов, а лучше – 2 шт.
Типичное подключение радиаторов при однотрубке
Обычно прокладывается магистраль на одну или две комнаты по кольцу, — подключаются 2 — 3 радиатора, в крайнем случае – 4 шт.
Магистраль – полипропилен 25 мм, подводки – 20 мм. Подключение по схеме «низ-низ», с полноразмерным байпасом 25 мм. Таких колец, подключенных к котлу (к главной магистрали, к коллектору) может быть много…
Не греют радиаторы при однотрубке — переделка в двухтрубку
Обычная ситуация – проложили одну трубу диаметром 20 мм полипропилена в 2-х комнатах, по кольцу, подключили 5 радиаторов «верх низ». В результате последние 2 шт. (во второй комнате) вообще холодные. Что делать?
Переделать однотрубку в двухтрубную тупиковую схему, которая на 100% работоспособная (5 шт. радиаторов в одном тупике – норма), проблем не составляет. Придется проложить еще одну трубу параллельно первой, – обратку. Подключение радиаторов «верх низ» в данном случае оказывается подходящим.